Украинский центр ландшафтного мастерства «Флорахауз»


Композиция и перспектива в ландшафтном дизайне

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Ландшафтным архитекторам и дизайнерам очень важно использовать приемы, законы гармонии и красоты, законы самой природы. Прослеживается взаимосвязь садово - паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористки, композиции пространства - иллюзорного и реального. До нашего времени дошло много прекрасных картин, изображающих отдельные пейзажи, сады и парки. Из истории известно, что не все они были реалистичными. Чаще всего изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это только иллюзия реального пространства. Еще со времен устройства древних садов, с целью зрительно расширить его пространство, декораторы расписывали стены и ограды. Такие приемы можно увидеть на примере росписи стен “Верхового сада” в Кремле, галереи Гонзаго в Павловском парке и наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами (даже фантастических), садовники создавали реальные пейзажи.Во все времена в основу для создания сада закладывают проект. Во время разработки проекта учитывают место расположение участка, его размеры и форму, назначение, а также определяют стиль будущих композиций. Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) мы понимаем расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражаются в объемно-пространственных композициях, учитывать это необходимо еще на этапе проектирования, размещая растения и сооружения в саду. При решении композиционных задач необходимо учитывать очень много факторов: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень). Не следует забывать о важности видовых точек, эскизы которых можно предлагать заказчику для того, что бы легче передать идею создаваемого сада. Как правило, это подается в перспективе.
Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве. Он разработал математически точные законы построения перспектив на плоскости картины, которыми пользуются и в наше время.
Различают перспективу линейную и воздушную. На картине и в природе, видно, как сходятся на горизонте уходящие параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине - чем дальше они от наблюдателя, тем они меньше. Можно заметить и то, что не высокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы. Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. Таким образом, при правильном подборе растений можно скрыть недостатки участка за счет конструктивных или цветовых решений. Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.
Во время проектирования, при выполнении эскиза, перспектива должна включать в себя точку обзора, того объекта, который подлежит обозрению и промежуточное поле. Все эти компоненты должны создавать единство и обычно задумываются, как дно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется, как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - “стены” сада могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев или забором. Плоскость или плоскости основания - “пол сада” может иметь наклон, быть ровным или устроенным в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - “потолком” служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.Соединить в архитектурно - ландшафтной композиции сада все приемы и законы построения пейзажей, конечно, удается не сразу и не всем. Каждый временной цикл накладывает свой отпечаток на восприятие пейзажа. Суточный цикл дает изменение светотеневого эффекта, сезонный (весна - лето - осень - зима) изменяет внешний вид растений. Весь пейзаж в целом постоянно существенно меняется и декоративность каждого растения, как в целом всей композиции имеет многогранную форму. Ландшафтным дизайнерам важно учитывать размер растений во взрослом состоянии еще во время проведения проектных работ - это предотвратит от ошибок в будущем времени, когда сад разрастется. Такую динамику бывает трудно учесть, поэтому надо внимательно изучить особенности каждого “зеленого кирпичика”, прежде чем определить ему место в саду, в видовой картине, которая сделает Ваш сад гармоничным и особенным, не похожим на другие.

Мы вас ждем! Мы будем рады общению с Вами.

(044) 568-58-62; (067) 401-43-33; (050) 401-21-21; (067) 401-59-13

Наш адрес: Украина, 01033, г. Киев, ул. Паньковская 3, оф.3

Телефоны: +38 067-401-43-33, +38 050-401-21-21, +38 044 568-58-62

© Флорахауз - ландшафтный дизайн и озеленение